Пожары прошлых лет

Мы продолжаем изучать пожары прошлых лет. Сегодня вашему вниманию предлагается обзор пожара, произошедшего 8 апреля 1985 года в резервуарном парке Московского нефтеперерабатывающего завода Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, г. Москва, н.п. Капотня.

Время возникновения/обнаружения и сообщения о пожаре – 8 апреля 1985 года в 14 часов 58 минут, площадь пожара – 920 кв. м.

В ходе проведения работ по откачке бензина из резервуара № 517 в 14 часов 58 минут при остаточном уровне нефтепродукта в резервуаре, равном 3,2 м., из-за примерзания одной из сторон понтонной крыши к стенке резервуара произошёл её перекос, в результате чего одна из сторон оказалась залита бензином. Бензин через смотровые окна понтонов заполнил их, из-за этого крыша потеряла плавучесть и стала тонуть. Произошло резкое движение южной (примерзшей) стороны понтонной крыши по направляющей металлической стойке, что вызвало тепловой эффект (трение, удар) и воспламенение оставшегося нефтепродукта.

Оперативно-тактическая характеристика объекта

Проект резервуара № 517 выполнен в 1967 году институтом «Проектстальконструкция» Госстроя СССР по заданию ВНИПИнефть, введён в эксплуатацию в 1977 году.

Проект привязки резервуара № 517 выполнен ВНИПИнефтью в 1975 году для хранения авиационного керосина. В связи с требованиями ГОСТа 1510-75, выпущенного после утвержденного технического проекта, было запрещено использование хранение авиационного керосина в резервуарах с плавающими крышами. Поэтому при корректировке техпроекта было принято решение переобвязать резервуар №517 под бензин. Проект переобвязки резервуара под бензин был выполнен институтом ВНИПИнефть в 1981 году.

Техническая характеристика резервуара:

  • высота борта резервуара – 11920 мм.
  • диаметр – 34200 мм.
  • объем - 10000 куб.м.
  • полезная емкость – 9735 куб.м.
  • максимальный уровень – 10000 мм.
  • материал резервуара – сталь
  • количество поясов – 8

Плавающая крыша представляет собой стальное кольцо, по внутреннему контуру соединённое с плоским днищем. В нижнем положении плавающая крыша опирается на столки трубчатого сечения. Высота стоек предусматривает нижнее положение крыши на высоте 1,8 м. от днища резервуара. Полое стальное кольцо изготовлено сборными элементами в виде 18-ти герметических коробов. Между плавающей крышей и корпусом резервуара был предусмотрен зазор в 200 мм., в котором устанавливается уплотняющий затвор (многослойный резиновый материал).

Открытая площадка, на которой размещена группа резервуаров, ограждена по периметру стеной из железобетонных плит высотой 1,5 м. Размер ограждения группы резервуаров из 6-ти штук в плане 166,0 м. х 105,0 м. Территория группы резервуаров разделена в свою очередь также железобетонной стеной высотой 1,5 м. на 3 сектора. В каждом секторе установлено по 2 резервуара.

Для предотвращения разлива нефтепродуктов по территории при авариях парк имеет ограждение, выполненное в соответствии с требованиями СНиП-11-106-79. Это ограждение выполнено в виде железобетонной стены, рассчитанной на гидростатическое давление разлившейся жидкости.
Резервуар № 517 был оборудован системой пенотушения с дистанционным управлением путём открытия из операторной электрозадвижки на линии подачи водного раствора пенообразователя, включением насоса пенотушения и открытием двух задвижек непосредственно у резервуара.

Работа стационарной установки неавтоматического пенного тушения в связи с горением нефтепродукта по всему зеркалу резервуара была неэффективна, т.к. была рассчитана только на тушение пожара в зазорах между плавающей крышей и корпусом;

На территории МНПЗ проходит водопровод диаметром 250 мм., на котором оборудованы пожарные гидранты в достаточном количестве.

Насосами-повысителями можно поднять давление в сети до 60 м., что позволяет отобрать от нее 210 л/с. Гарантированное давление в сети 20 м. при водоотдаче 115 л/с.

На территории МНПЗ расположено несколько водоёмов, из которых ближайшими к резервуару № 517 являлись:

  • подземный водоём на территории проездов 31 и 7, емкостью 50 куб. м.;
  • подземный водоём емкостью 250 куб. м.;
  • пруд в лесопарковой зоне Кузьминок с неограниченным отбором воды;
  • новый буферный пруд емкостью 2800 куб. м.

Нефтеперерабатывающий завод охранялся ведомственной охраной (ВОХР) штатной численностью 93 единицы и 92-й отдельной пожарной ротой военной части 5102 штатной численностью 157 человек, включая 32 единицы профилактического состава.

Некомплект личного состава на день пожара составил 2 человека.

На вооружении в роте имелась пожарная техника, полностью укомплектованная личным составом и вооружением: 2 автоцистерны, насосно-рукавный автомобиль, автомобиль порошкового тушения, автомобиль воздушно-пенного тушения, коленчатый гидроподъемник, самоходная генераторная воздушно-пенная установка.

8 апреля 1985 года в период проведения аварийных работ на резервуаре № 517 на дежурство в непосредственной близости от резервуара были выставлены 2 автоцистерны с боевыми расчетами, возглавляемые заместителем командира роты.

В ходе тушения пожара оперативный план пожаротушения использовался для расстановки сил на водоисточники, а также для расчёта необходимого количества пенообразующих средств в соответствии с имеющимися таблицами.

Ход тушения пожара

8 апреля 1985 года для обеспечения пожарной безопасности указанных работ было привлечено два отделения 92-й отдельной роты на автоцистернах, возглавляемые заместителем командира роты. В 14 часов 58 минут при откачке нефтепродукта из резервуара № 517 из-за промерзания одной из сторон понтонной крыши к стенке резервуара произошёл её перекос, в результате чего одна из сторон оказалась залита бензином. Бензин через смотровые окна понтонов заполнил их, из-за этого крыша потеряла плавучесть и стала тонуть. Произошло резкое движение южной (примерзшей) стороны понтонной крыши по направляющей металлической стойке (с последующим полным ее затоплением), что вызвало тепловой эффект (трение, удар) и воспламенение паров оставшегося нефтепродукта с распространением горения по всей площади зеркала резервуара.

В 14 часов 58 минут заместитель командира 92-й роты передал по радиостанции на пункт связи роты о горении в резервуаре и отдал приказание подать 3 ствола «А» от двух автоцистерн, установленных на гидранты для охлаждения соседних резервуаров, после чего включил стационарную систему орошения и организовал встречу прибывающих подразделений.

pic01

Сообщение о пожаре на ЦУС УПО поступило по «прямому» проводу с пункта связи 92-й роты от диспетчера. По этому сообщению старшим инженером ЦУС УПО к месту пожара было выслано 38 пожарных автомобилей, в том числе: 8 автоцистерн, 13 автонасосов, 3 автомобиля ГДЗС и 14 других специальных пожарных автомобилей с общей численностью боевых расчетов 229 человек. К месту пожара выехали оперативный дежурный по батальону, оперативный штаб пожаротушения в/ч 5102 и оперативный штаб пожаротушения в/ч 5116.

В 15 часов 00 минут заместителем командира 92-й роты пожару был объявлен № 5. По этой информации было выслано дополнительно 22 пожарных автомобиля, из них: 1 автоцистерна, 9 автонасосов, 2 автомобиля воздушно-пенного тушения и 10 специальных пожарных автомобилей, выехало командование в/частей и руководство УПО.

К моменту прибытия городских пожарных подразделений происходило интенсивное горение бензина в резервуаре № 517 емкостью 10 тыс. куб.м. Создалась угроза распространения огня на находящиеся в непосредственной близости резервуары. Тушение осложнялось высокой температурой, сильным порывистым ветром, деформацией горящего резервуара, образованием в нем «карманов».

Учитывая важность объекта и сложность тушения пожара в резервуаре, начальник штаба в/части 5116 в пути следования в 15 часов 06 минут дополнительно вызвал к месту пожара 5 автомобилей воздушно-пенного тушения и 3 автоцистерны, заправленные пенообразователем, а в 15 часов 16 минут вызвал 3 автоцистерны, оборудованные «гребёнками» для подачи воздушно-механической пены.

В 15 часов 25 минут на пожар прибыл оперативный дежурный по 6-му батальону в/ч 5102 (РТП-2). К его прибытию на гидранты были установлены автоцистерны и автонасосы 92, 49, 30 рот, от которых были поданы на охлаждение соседних резервуаров (№№ 519, 518, 515) 8 стволов «А» и 3 лафетных ствола.

Прибывшему дежурному караулу 6 роты в составе АЦ, АН и автомобиля воздушно-пенного тушения, возглавляемому командиром взвода, приказал: автоцистерну установить на гидрант, подать ствол «А» на охлаждение резервуара № 519, автонасос также установить на гидрант, подать 1 ствол «А» и лафетный ствол на охлаждение резервуара № 515.

После отдачи распоряжений РТП-2 передал информацию на ЦУС УПО о горении в резервуаре и деформации корпуса.

pic02

В 15 часов 30 минут руководство тушением пожара возглавил командир в/ч 5102 (РТП-3), который назначил ответственным за охлаждение резервуара № 515 командира 6-го батальона в/ч 5102.

На охлаждение соседних резервуаров №№ 518 и 519 был назначен заместитель командира 92 роты, на охлаждение горящего резервуара был назначен оперативный дежурный по 6-му батальону.

До прибытия руководства УПО к 15 час. 40 мин. на месте пожара было сосредоточено 34 пожарных отделения: 9 автонасосов и автоцистерн установлены на гидранты, от которых проложены 12 магистральных линий и были поданы 9 стволов (5 лафетных и 4 «А») на охлаждение горящего резервуара и 14 стволов (6 лафетных и 8 «А») на охлаждение соседних.

В 15 часов 40 минут на место пожара прибыло руководство УПО. Руководство тушением пожара принял на себя начальник УПО ГУВД Мосгорисполкома (РТП-4), который назначил ответственным за подготовку к пенной атаке начальника штаба УПО с задачей произвести расчёт необходимого количества пеноподающих сил и средств и запаса пенообразователей; за охлаждение горящего резервуара со стороны резервуара № 518 заместителя начальника штаба УПО, с противоположной стороны заместителя командира в/ч 5103 за охлаждение соседних резервуаров были назначены:

  • №№ 515 и 516 – командир в/ч 5102;
  • № 518 – начальник штаба в/ч 5102;
  • № 519 – начальник штаба в/ч 5104.

pic03

Начальником штаба пожаротушения был назначен старший помощник оперативного отделения штаба УПО с задачей:

  • развернуть штаб пожаротушения с подветренной стороны на дороге;
  • организовать четыре направления по подаче воды к месту пожара;
  • организовать связь на пожаре;
  • организовать подачу мощных стволов на охлаждение горящего и соседних резервуаров;
  • подготовить необходимый запас пенообразователя для пенной атаки;
  • включить в состав штаба представителей объекта, Мосэнерго, Мосводопровода, скорой медицинской помощи и других специальных служб;
  • создать из прибывающих подразделений резерв;
  • вести оперативную документацию штаба

Начальнику тыла были поставлены задачи:

  • обеспечить бесперебойную подачу воды на пожар от ПНС 31-й и 1-й рот, установленных на пруд;
  • организовать охрану рукавных линий от повреждений;
  • обеспечить пожарную технику горючими и смазочными материалами;
  • вести учёт работы техники, рукавов, составить схему расстановки техники на водоисточники и прокладки магистральных рукавных линий.

В виду удалённости водоисточников и развёртывания сил с разных направлений для четкой координации их действий руководитель тушением пожара принял решение создать четыре водоподающие группы:

  • первая – со стороны улицы Моснефтекип, которая обеспечивала подачу воды на охлаждение горящего и соседних резервуаров от сетей городского и объектового водопроводов. В неё были включены автоцистерна 6-й роты и автонасосы 43, учебного полка, 9, 47, 44, 33, 10, 14 и 20 рот. Длина магистральных линий составила 60-180 метров. Старший группы – начальник оперативного отделения УПО;
  • вторая – обеспечивала подачу воды со стороны Кузьминского леса от двух насосных станций, установленных на пруд. В нее были включены насосные станции 1 и 31 рот с большими рукавными автомобилями и автонасос 30-й роты. Длина магистральных линий составила 500-600 метров. Старший группы – начальник оперативного отделения в/ч 5103;
  • третья – обеспечивала подачу воды от буферных прудов МНПЗ. В нее были включены насосные станции г. Люберцы, г. Одинцово и 57-й роты, установленные в перекачку с большими рукавными автомобилями и автонасосом 25-й роты. Длина магистральной линии составила 2,5 км. Старший группы – командир в/ч 5105;
  • четвертая водоподающая группа обеспечивала подачу воды от гидрантов объектовой водопроводной сети. В нее были включены автоцистерны 92-й роты, автонасосы 40, 6, 49 и 24 рот. Длина магистральных линий – 60-140 метров. Старший группы – помощник начальника оперативного отделения штаба УПО.

Одновременно с развёртыванием сил водоподающих групп по направлениям был организован подвоз запаса пенообразователя.

Для координации действий подразделений и аварийных бригад завода в штаб пожаротушения были привлечены главный инженер завода и начальник цеха водоснабжения завода.

Около 20 часов 00 минут по решению РТП бульдозером было разрушено обвалование со стороны штаба, насыпана дорога для въезда в обвалование тягача и автолестниц с пеногенераторами.

Для подачи воздушно-механической пены на тушение горящего резервуара было организовано три пеноподающие группы:

  • первую группу возглавил командир в/ч 5103, группе был придан пеноподъёмник 1-й роты с 10-ю ГПС-600;
  • вторую группу возглавил заместитель начальника штаба УПО, группе были приданы автолестницы 5-й и 39-й рот, оборудованные гребёнками с четырьмя ГПС-600 на каждой автолестнице;
  • третью группу возглавил командир в/ч 5108, группе был придан пеноподъёмник на шасси тягача 92-й роты с 10-ю ГПС-600.

Вся пеноподающая техника через разрушенное обвалование была введена внутрь обвалования и размещена с подветренной стороны по периметру резервуара.

В 20 часов 45 минут после пробной подачи пены была начата первая пенная атака с применением автолестниц и пеноподъемников с общей численностью 26-ти ГПС-600.

После проведения первой пенной атаки интенсивность горения значительно снизилась, однако полностью горение прекратить не удалось. Это произошло из-за снижения интенсивности подачи пены в результате засорения пакетов сеток генераторов и повреждения трубопроводов. Засорению способствовала загрязнённость воды, подаваемой с тендерного пруда, а повреждение засыпанных песком трубопроводов внутри обвалования произошло при переезде через него тягача 92-й роты.

pic04

В 22 часа 15 минут в целях экономии пенообразователя пенная атака была прекращена. После прекращения подачи пены горение в резервуаре значительно усилилось. В результате сильного теплового излучения и перемены направления ветра создалась явная угроза перехода огня на резервуары №№ 515, 518, 516.

Одновременно с этим штабом пожаротушения было принято решение о подготовке к новой пенной атаке и замене вышедшей из строя пеноподающей техники.

После проведения подготовительных мероприятий к 06 час. 30 мин. 09 апреля 1985 года на охлаждение резервуаров было подано 33 ствола, из них 14 лафетных, 19 стволов «А», дополнительно установлены две насосные станции, проложено шесть магистральных линий. На месте пожара было сосредоточено около 200 тонн пенообразователя. Для подачи пены было организовано 3 пеноподающих группы:

  • первая группа: насосная станция г. Люберцы, г. Одинцово и 57-й роты, автонасос 73-й роты, пеноподъёмник на шасси тягача из г. Балашихи с 15-ю ГПС-600, 14 автоцистерн с общим запасом пенообразователя 56 тонн;
  • вторая группа: насосная станция 31-й роты, автолестницы 43-й и 56-й рот, оборудованные гребёнками с 4-мя ГПС-600 на каждой автолестнице, 8 автоцистерн с общим запасом пенообразователя 32 тонны;
  • третья группа: автонасос 91 роты, автолестница 41-й роты, оборудованная гребенкой с 4-мя ГПС-600, 3 ствола ГПС-600 от автоцистерн (для дотушивания отдельных очагов горения в «карманах» резервуара), 6 автоцистерн с общим запасом пенообразователя 24 тонны.

pic05

В 07 часов 45 минут после предварительного опробывания схем пенотушения началась вторая пенная атака. В 09 часов 15 минут горение в резервуаре прекратилось, а в 09 часов 35 минут была объявлена полная ликвидация пожара.
В ходе пенной атаки подавались 30 ГПС-600 по автолестницам и стационарной смотровой ферме резервуара на тушение очагов в «карманах».

После ликвидации горения продолжалось охлаждение резервуара с одновременной откачкой бензина.

pic06

Успешному тушению пожара способствовало применение автолестниц и пеноподъёмников с установленными на них ГПС-600 и сосредоточение автомобилей воздушно-пенного тушения с необходимым запасом пенообразователя.

В ходе тушения пожара производилась перегруппировка сил, использовавшихся на охлаждение соседних резервуаров, что позволило предотвратить распространение огня далее по парку.

Всего на тушении пожара было задействовано 117 пожарных автомобилей: 91 пожарный автомобиль г. Москвы, 20 пожарных автомобилей Московской области, 6 автомобилей Министерства обороны.

На охлаждение резервуаров было подано 33 ствола, из них 14 лафетных стволов и 19 стволов «А» с секундным расходом 332 л/с.

На тушение горящего резервуара было подано 30 стволов ГПС-600 с общим расходом по пене 18000 л/c . Израсходовано пенообразователя около 300 тонн и 10 тонн ГСМ.

Всего на водоисточники было установлено 16 автонасосов и 3 насосные станции, от которых были проложены четыре магистральные линии диаметром 150 мм и 20 магистральных линий диаметром 89 мм. Для тушения пожара использовался объектовый водопровод диаметром 250 мм, городской – диаметром 300 мм и 4 водоёма.

Всего на тушение пожара подано 20000 куб.м. воды и 250000 куб.м. пены.

Заключение

Как мы видим, произошедший пожар нельзя назвать ординарным. Конечно для нефтяных и газовых регионов нашей страны подобные происшествия не являются чем-то фантастическим, но для столицы это был весьма необычный опыт.

Пожары подобного рода случаются раз в несколько поколений, но не стоит забывать о прошлых битвах! Конечно, современные технологии защиты и предупреждения пожаров на объектах нефтегазового комплекса делают своё дело, но руку с пульса отпускать нельзя!!!

Оригинал статьи:

Сайт: 5NOMER.org