Мы продолжаем изучать пожары прошлых лет. Сегодня вашему вниманию предлагается обзор пожара, произошедшего 8 апреля 1985 года в резервуарном парке Московского нефтеперерабатывающего завода Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, г. Москва, н.п. Капотня.
Время возникновения/обнаружения и сообщения о пожаре – 8 апреля 1985 года в 14 часов 58 минут, площадь пожара – 920 кв. м.
В ходе проведения работ по откачке бензина из резервуара № 517 в 14 часов 58 минут при остаточном уровне нефтепродукта в резервуаре, равном 3,2 м., из-за примерзания одной из сторон понтонной крыши к стенке резервуара произошёл её перекос, в результате чего одна из сторон оказалась залита бензином. Бензин через смотровые окна понтонов заполнил их, из-за этого крыша потеряла плавучесть и стала тонуть. Произошло резкое движение южной (примерзшей) стороны понтонной крыши по направляющей металлической стойке, что вызвало тепловой эффект (трение, удар) и воспламенение оставшегося нефтепродукта.
Проект резервуара № 517 выполнен в 1967 году институтом «Проектстальконструкция» Госстроя СССР по заданию ВНИПИнефть, введён в эксплуатацию в 1977 году.
Проект привязки резервуара № 517 выполнен ВНИПИнефтью в 1975 году для хранения авиационного керосина. В связи с требованиями ГОСТа 1510-75, выпущенного после утвержденного технического проекта, было запрещено использование хранение авиационного керосина в резервуарах с плавающими крышами. Поэтому при корректировке техпроекта было принято решение переобвязать резервуар №517 под бензин. Проект переобвязки резервуара под бензин был выполнен институтом ВНИПИнефть в 1981 году.
Техническая характеристика резервуара:
Плавающая крыша представляет собой стальное кольцо, по внутреннему контуру соединённое с плоским днищем. В нижнем положении плавающая крыша опирается на столки трубчатого сечения. Высота стоек предусматривает нижнее положение крыши на высоте 1,8 м. от днища резервуара. Полое стальное кольцо изготовлено сборными элементами в виде 18-ти герметических коробов. Между плавающей крышей и корпусом резервуара был предусмотрен зазор в 200 мм., в котором устанавливается уплотняющий затвор (многослойный резиновый материал).
Открытая площадка, на которой размещена группа резервуаров, ограждена по периметру стеной из железобетонных плит высотой 1,5 м. Размер ограждения группы резервуаров из 6-ти штук в плане 166,0 м. х 105,0 м. Территория группы резервуаров разделена в свою очередь также железобетонной стеной высотой 1,5 м. на 3 сектора. В каждом секторе установлено по 2 резервуара.
Для предотвращения разлива нефтепродуктов по территории при авариях парк имеет ограждение, выполненное в соответствии с требованиями СНиП-11-106-79. Это ограждение выполнено в виде железобетонной стены, рассчитанной на гидростатическое давление разлившейся жидкости.
Резервуар № 517 был оборудован системой пенотушения с дистанционным управлением путём открытия из операторной электрозадвижки на линии подачи водного раствора пенообразователя, включением насоса пенотушения и открытием двух задвижек непосредственно у резервуара.
Работа стационарной установки неавтоматического пенного тушения в связи с горением нефтепродукта по всему зеркалу резервуара была неэффективна, т.к. была рассчитана только на тушение пожара в зазорах между плавающей крышей и корпусом;
На территории МНПЗ проходит водопровод диаметром 250 мм., на котором оборудованы пожарные гидранты в достаточном количестве.
Насосами-повысителями можно поднять давление в сети до 60 м., что позволяет отобрать от нее 210 л/с. Гарантированное давление в сети 20 м. при водоотдаче 115 л/с.
На территории МНПЗ расположено несколько водоёмов, из которых ближайшими к резервуару № 517 являлись:
Нефтеперерабатывающий завод охранялся ведомственной охраной (ВОХР) штатной численностью 93 единицы и 92-й отдельной пожарной ротой военной части 5102 штатной численностью 157 человек, включая 32 единицы профилактического состава.
Некомплект личного состава на день пожара составил 2 человека.
На вооружении в роте имелась пожарная техника, полностью укомплектованная личным составом и вооружением: 2 автоцистерны, насосно-рукавный автомобиль, автомобиль порошкового тушения, автомобиль воздушно-пенного тушения, коленчатый гидроподъемник, самоходная генераторная воздушно-пенная установка.
8 апреля 1985 года в период проведения аварийных работ на резервуаре № 517 на дежурство в непосредственной близости от резервуара были выставлены 2 автоцистерны с боевыми расчетами, возглавляемые заместителем командира роты.
В ходе тушения пожара оперативный план пожаротушения использовался для расстановки сил на водоисточники, а также для расчёта необходимого количества пенообразующих средств в соответствии с имеющимися таблицами.
8 апреля 1985 года для обеспечения пожарной безопасности указанных работ было привлечено два отделения 92-й отдельной роты на автоцистернах, возглавляемые заместителем командира роты. В 14 часов 58 минут при откачке нефтепродукта из резервуара № 517 из-за промерзания одной из сторон понтонной крыши к стенке резервуара произошёл её перекос, в результате чего одна из сторон оказалась залита бензином. Бензин через смотровые окна понтонов заполнил их, из-за этого крыша потеряла плавучесть и стала тонуть. Произошло резкое движение южной (примерзшей) стороны понтонной крыши по направляющей металлической стойке (с последующим полным ее затоплением), что вызвало тепловой эффект (трение, удар) и воспламенение паров оставшегося нефтепродукта с распространением горения по всей площади зеркала резервуара.
В 14 часов 58 минут заместитель командира 92-й роты передал по радиостанции на пункт связи роты о горении в резервуаре и отдал приказание подать 3 ствола «А» от двух автоцистерн, установленных на гидранты для охлаждения соседних резервуаров, после чего включил стационарную систему орошения и организовал встречу прибывающих подразделений.
Сообщение о пожаре на ЦУС УПО поступило по «прямому» проводу с пункта связи 92-й роты от диспетчера. По этому сообщению старшим инженером ЦУС УПО к месту пожара было выслано 38 пожарных автомобилей, в том числе: 8 автоцистерн, 13 автонасосов, 3 автомобиля ГДЗС и 14 других специальных пожарных автомобилей с общей численностью боевых расчетов 229 человек. К месту пожара выехали оперативный дежурный по батальону, оперативный штаб пожаротушения в/ч 5102 и оперативный штаб пожаротушения в/ч 5116.
В 15 часов 00 минут заместителем командира 92-й роты пожару был объявлен № 5. По этой информации было выслано дополнительно 22 пожарных автомобиля, из них: 1 автоцистерна, 9 автонасосов, 2 автомобиля воздушно-пенного тушения и 10 специальных пожарных автомобилей, выехало командование в/частей и руководство УПО.
К моменту прибытия городских пожарных подразделений происходило интенсивное горение бензина в резервуаре № 517 емкостью 10 тыс. куб.м. Создалась угроза распространения огня на находящиеся в непосредственной близости резервуары. Тушение осложнялось высокой температурой, сильным порывистым ветром, деформацией горящего резервуара, образованием в нем «карманов».
Учитывая важность объекта и сложность тушения пожара в резервуаре, начальник штаба в/части 5116 в пути следования в 15 часов 06 минут дополнительно вызвал к месту пожара 5 автомобилей воздушно-пенного тушения и 3 автоцистерны, заправленные пенообразователем, а в 15 часов 16 минут вызвал 3 автоцистерны, оборудованные «гребёнками» для подачи воздушно-механической пены.
В 15 часов 25 минут на пожар прибыл оперативный дежурный по 6-му батальону в/ч 5102 (РТП-2). К его прибытию на гидранты были установлены автоцистерны и автонасосы 92, 49, 30 рот, от которых были поданы на охлаждение соседних резервуаров (№№ 519, 518, 515) 8 стволов «А» и 3 лафетных ствола.
Прибывшему дежурному караулу 6 роты в составе АЦ, АН и автомобиля воздушно-пенного тушения, возглавляемому командиром взвода, приказал: автоцистерну установить на гидрант, подать ствол «А» на охлаждение резервуара № 519, автонасос также установить на гидрант, подать 1 ствол «А» и лафетный ствол на охлаждение резервуара № 515.
После отдачи распоряжений РТП-2 передал информацию на ЦУС УПО о горении в резервуаре и деформации корпуса.
В 15 часов 30 минут руководство тушением пожара возглавил командир в/ч 5102 (РТП-3), который назначил ответственным за охлаждение резервуара № 515 командира 6-го батальона в/ч 5102.
На охлаждение соседних резервуаров №№ 518 и 519 был назначен заместитель командира 92 роты, на охлаждение горящего резервуара был назначен оперативный дежурный по 6-му батальону.
До прибытия руководства УПО к 15 час. 40 мин. на месте пожара было сосредоточено 34 пожарных отделения: 9 автонасосов и автоцистерн установлены на гидранты, от которых проложены 12 магистральных линий и были поданы 9 стволов (5 лафетных и 4 «А») на охлаждение горящего резервуара и 14 стволов (6 лафетных и 8 «А») на охлаждение соседних.
В 15 часов 40 минут на место пожара прибыло руководство УПО. Руководство тушением пожара принял на себя начальник УПО ГУВД Мосгорисполкома (РТП-4), который назначил ответственным за подготовку к пенной атаке начальника штаба УПО с задачей произвести расчёт необходимого количества пеноподающих сил и средств и запаса пенообразователей; за охлаждение горящего резервуара со стороны резервуара № 518 заместителя начальника штаба УПО, с противоположной стороны заместителя командира в/ч 5103 за охлаждение соседних резервуаров были назначены:
Начальником штаба пожаротушения был назначен старший помощник оперативного отделения штаба УПО с задачей:
Начальнику тыла были поставлены задачи:
В виду удалённости водоисточников и развёртывания сил с разных направлений для четкой координации их действий руководитель тушением пожара принял решение создать четыре водоподающие группы:
Одновременно с развёртыванием сил водоподающих групп по направлениям был организован подвоз запаса пенообразователя.
Для координации действий подразделений и аварийных бригад завода в штаб пожаротушения были привлечены главный инженер завода и начальник цеха водоснабжения завода.
Около 20 часов 00 минут по решению РТП бульдозером было разрушено обвалование со стороны штаба, насыпана дорога для въезда в обвалование тягача и автолестниц с пеногенераторами.
Для подачи воздушно-механической пены на тушение горящего резервуара было организовано три пеноподающие группы:
Вся пеноподающая техника через разрушенное обвалование была введена внутрь обвалования и размещена с подветренной стороны по периметру резервуара.
В 20 часов 45 минут после пробной подачи пены была начата первая пенная атака с применением автолестниц и пеноподъемников с общей численностью 26-ти ГПС-600.
После проведения первой пенной атаки интенсивность горения значительно снизилась, однако полностью горение прекратить не удалось. Это произошло из-за снижения интенсивности подачи пены в результате засорения пакетов сеток генераторов и повреждения трубопроводов. Засорению способствовала загрязнённость воды, подаваемой с тендерного пруда, а повреждение засыпанных песком трубопроводов внутри обвалования произошло при переезде через него тягача 92-й роты.
В 22 часа 15 минут в целях экономии пенообразователя пенная атака была прекращена. После прекращения подачи пены горение в резервуаре значительно усилилось. В результате сильного теплового излучения и перемены направления ветра создалась явная угроза перехода огня на резервуары №№ 515, 518, 516.
Одновременно с этим штабом пожаротушения было принято решение о подготовке к новой пенной атаке и замене вышедшей из строя пеноподающей техники.
После проведения подготовительных мероприятий к 06 час. 30 мин. 09 апреля 1985 года на охлаждение резервуаров было подано 33 ствола, из них 14 лафетных, 19 стволов «А», дополнительно установлены две насосные станции, проложено шесть магистральных линий. На месте пожара было сосредоточено около 200 тонн пенообразователя. Для подачи пены было организовано 3 пеноподающих группы:
В 07 часов 45 минут после предварительного опробывания схем пенотушения началась вторая пенная атака. В 09 часов 15 минут горение в резервуаре прекратилось, а в 09 часов 35 минут была объявлена полная ликвидация пожара.
В ходе пенной атаки подавались 30 ГПС-600 по автолестницам и стационарной смотровой ферме резервуара на тушение очагов в «карманах».
После ликвидации горения продолжалось охлаждение резервуара с одновременной откачкой бензина.
Успешному тушению пожара способствовало применение автолестниц и пеноподъёмников с установленными на них ГПС-600 и сосредоточение автомобилей воздушно-пенного тушения с необходимым запасом пенообразователя.
В ходе тушения пожара производилась перегруппировка сил, использовавшихся на охлаждение соседних резервуаров, что позволило предотвратить распространение огня далее по парку.
Всего на тушении пожара было задействовано 117 пожарных автомобилей: 91 пожарный автомобиль г. Москвы, 20 пожарных автомобилей Московской области, 6 автомобилей Министерства обороны.
На охлаждение резервуаров было подано 33 ствола, из них 14 лафетных стволов и 19 стволов «А» с секундным расходом 332 л/с.
На тушение горящего резервуара было подано 30 стволов ГПС-600 с общим расходом по пене 18000 л/c . Израсходовано пенообразователя около 300 тонн и 10 тонн ГСМ.
Всего на водоисточники было установлено 16 автонасосов и 3 насосные станции, от которых были проложены четыре магистральные линии диаметром 150 мм и 20 магистральных линий диаметром 89 мм. Для тушения пожара использовался объектовый водопровод диаметром 250 мм, городской – диаметром 300 мм и 4 водоёма.
Всего на тушение пожара подано 20000 куб.м. воды и 250000 куб.м. пены.
Как мы видим, произошедший пожар нельзя назвать ординарным. Конечно для нефтяных и газовых регионов нашей страны подобные происшествия не являются чем-то фантастическим, но для столицы это был весьма необычный опыт.
Пожары подобного рода случаются раз в несколько поколений, но не стоит забывать о прошлых битвах! Конечно, современные технологии защиты и предупреждения пожаров на объектах нефтегазового комплекса делают своё дело, но руку с пульса отпускать нельзя!!!
Оригинал статьи:
Сайт: 5NOMER.org