Пожарная броня

 

Пожар любой природы происхождения является чрезвычайным происшествием, несущим угрозу жизни и здоровью человека, а также материальным и нематериальным ценностям. Однако не стоит забывать и о безопасности тех мужественных людей, кто решительно встает на пути огненной стихии, сознательно подвергая себя вынужденным рискам.

В первую очередь, данное рассуждение справедливо в отношении тех специалистов, кто по долгу службы укрощает огненную стихию, разгулявшуюся на сложных и опасных природных, производственных, гражданских и военных объектах. Ведь именно на них риски поражения опасными факторами пожара дополняются химическими, радиационными и иными негативными проявлениями, сопровождаются мощной ударной волной, большим радиусом разлета осколков и наличием различных поражающих элементов. Зачастую, подобные объекты располагаются в труднодоступной местности или подъездные коммуникации оказываются поврежденными в силу разнообразных причин природного или техногенного характера.

В таких обстоятельствах штатная пожарная техника оказывается не в состоянии работать по предназначению или подвержена высоким рискам выхода из строя. То же самое относится и к личному составу, который на ней работает и ее обслуживает. Для решения подобного рода задач конструкторы обратились к опыту военных конструкторов и специалистов, которые вынужденно сталкиваются с аналогичными или похожими вопросами. Речь идет об использовании лучших эксплуатационных качеств колесной или гусеничной бронетехники, которую адаптировали для нужд пожаротушения, причем не только в нашей стране.

 

Один из первых удачных образцов увидел свет в 1977 году и получил наименование ГПМ-54, поскольку базировался на шасси танка Т-54 (Рис. 1) и предназначался для защиты военных арсеналов и складов от пожаров. Тушение предполагалось комбинированным - вода, порошок и воздушно-механическая пена.

Рис. 1. Пожарный танк ГПМ-54
Рис. 1. Пожарный танк ГПМ-54

Машина оборудована бульдозерным отвалом для разгребания возможных препятствий и обеспечивает тушение пожаров сверху. Имеется несколько модификаций данной техники, отличающиеся количеством членов расчета (2 или 3), разными моделями бульдозерных навесных устройств, приводами лафетных стволов, возможностями подачи распыленной воды и т.п. Машина может нести 9 000 л воды в бронированной цистерне, расположенной над кабиной.

 

Одной из разновидностей пожарных танков можно также считать ГПМ-64, разработанный в ближнем зарубежье (Рис. 2) на безе танка Т-64 и позволяющий применять различные типы пожарно-технического вооружения, вплоть до создания роботизированного комплекса.

Рис. 2. Пожарный танк ГПМ-64
Рис. 2. Пожарный танк ГПМ-64

Данная техника обслуживается экипажем из 3-х человек, оснащена бульдозерным отвалом, имеет запас воды около 25 000 л, причем насос производительностью 100 л/с способен обеспечить подачу огнетушащего вещества на дальность до 100 м.

 

Конструкторы разных стран, опираясь на полученный опыт ликвидации сложных пожаров, успешно применяли передовые для своего времени инженерные решения и вносили существенный вклад в расширение линейки аналогичной продукции пожарно-технического назначения. Один из представителей этого семейства даже удостоился чести украсить собой постамент на площади перед главным зданием Всероссийского ордена «Знак Почета» института противопожарной обороны (ВНИИПО) в г. Балашихе, являющегося одним из его разработчиков.

Речь идет о роботизированном самоходном лафетном стволе СЛС-100-54 «Сойка» (Рис. 3) на базе танка Т-54, который, таким образом, после ухода с военной службы продолжил своеобразную гуманитарную миссию. Неоценимым подспорьем оказались повышенная проходимость, маневренность, ремонтопригодность, неприхотливость, броневая, тепловая, противохимическая и противорадиационная защита, доставшиеся в наследство от некогда грозной боевой машины.

Рис. 3. Самоходный лафетный ствол СЛС-100-54 «Сойка»
Рис. 3. Самоходный лафетный ствол СЛС-100-54 «Сойка»

Функции экипажа из 2-х человек (механик-водитель и оператор лафетного ствола) дублируются системой дистанционного управления, что является особенно ценным качеством, если уровень окружающих технику и людей угроз является неприемлемо высоким. Конструкторы решили не укрупнять и утяжелять машину запасом возимых огнетушащих веществ. Вода или пена поступают на борт по пожарному рукаву диаметром 150 мм из внешнего источника с безопасного расстояния (до 100 м), причем мощный насос производительностью 100 л/с позволяет подавать в очаг пожара воду с расстояния в 100 м, а воздушно-механическую пену - до 70 м. Предусмотрены также система водяного орошения оборудования для защиты от теплового излучения и система дозиметрического контроля внутри и снаружи машины.

 

Еще одним ярким представителем «пожарной брони» является гусеничная пожарная машина «Импульс-3М», разработанная в ближнем зарубежье на базе танка Т-62 и имеющая вращающуюся пусковую установку с 50-ю направляющими и запасом огнетушащего вещества весом 1,5 т для ликвидации особо опасных пожаров на различных промышленных и гражданских объектах (Рис. 4).

Рис. 4. Пожарная машина «Импульс-3М»
Рис. 4. Пожарная машина «Импульс-3М»

Экипаж данной машины состоит из 2-х специалистов, участвующих в обеспечении маневрирования и управления системой пожаротушения. Возможности техники позволяют осуществить 5 залпов огнетушащего заряда из 10-и стволов без реализации перезарядки. Модификация имеет бульдозерный отвал, который позволяет устранять завалы и препятствия, способствует организации проходов и проездов. Система водяного орошения надежно защищает технику от повышенных температур в зоне проведения работ, а вышибные пороховые заряды, расположенные в стволах, позволяют доставить огнетушащее вещество в очаг пожара на расстояние от 30 до 100 м.

 

Одним из условных конкурентов данной машины является «Leopard-IFEX», спроектированный немецкими специалистами на шасси танка «Леопард-1» (Рис. 5). На месте башни расположена двуствольная лафетная водяная установка, пневматический импульс которой способен осуществить залп тонкодисперсной воды объемом 40 л на расстояние до 50 м. Запас воды хранится в емкости вместимостью 10 000 л, имеются насос и компрессор для решения задач пожаротушения, хотя заявленная разработчиками дальность подачи на практике оказывается завышенной.

Рис. 5. Пожарная машина «Leopard-IFEX»
Рис. 5. Пожарная машина «Leopard-IFEX»

 

В линейке отечественных специализированных пожарных машин можно выделить младшего брата «Импульса» - колесную «Ветлугу», прообразом которой послужил бронетранспортер БТР-80 (Рис. 6). Данная техника позволяет сделать залп огнетушащего вещества из 2-х импульсных стволов (всего предусмотрено 22 ствола) на дальность до 50 м.

Рис. 6. Вездеходная плавающая пожарная машина «Ветлуга»
Рис. 6. Вездеходная плавающая пожарная машина «Ветлуга»

Конструктивные особенности данной техники не позволяют ей напрямую соперничать с «Импульсом», однако свою нишу она занимает, обладая лебедкой с усилием на крюке 4 400 - 6 000 кгс и способностью преодолевать рвы, препятствия и водные преграды.

 

Стоит обратить внимание и на собрата «Ветлуги» - пожарный автомобиль «Пурга», сконструированный на аналогичном колесном шасси (Рис. 7). Данный автомобиль способен доставить к месту пожара боевой расчет в составе 3 - 5 человек, обеспечить локализацию и ликвидацию очага пожара водой и огнетушащей воздушно-механической пеной в условиях бездорожья или затрудненного доступа к месту проведения работ.

Рис. 7. Пожарный автомобиль «Пурга»
Рис. 7. Пожарный автомобиль «Пурга»

Мобильность «Пурги» существенно возрастает при использовании железнодорожного полотна, по которому она может передвигаться с помощью специальных выдвижных опорных катков, конструктивно расположенных на корме и на носу. Пожарный насос производительностью 40 л/с позволяет экипажу решать задачи пожаротушения с расстояния около 50 м, запас пенообразователя 1 000 л может быть использован для питания спаренных пеногенераторов «Пурга-20», расположенных на крыше машины в поворотной установке.

 

Стоит отметить, что в арсенале российских огнеборцев присутствует мобильный комплекс систем пожаровзрывопредотвращения «ЯМАЛ», образцы которого разработаны на элементной базе армейского многоцелевого транспортера (тягача) легкого бронированного МТ-ЛБ.

В линейке данной технике присутствуют следующие варианты исполнения:

«ЯМАЛ-150ЛС» - самоходный лафетный ствол с роботизированными лафетными  стволами типа установки комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга» производительностью 150 л/с, емкостью для воды или огнетушащего состава - 1 500 л, емкостью для пенообразователя 500 л и дальностью подачи струи до 90 метров (Рис. 8);

Рис. 8. Самоходный лафетный ствол «ЯМАЛ-150ЛС»
Рис. 8. Самоходный лафетный ствол «ЯМАЛ-150ЛС»

 

«ЯМАЛ-201НС» - мобильная пожарная высокопроизводительная насосная станция с роботизированным (дистанционно управляемым) лафетным стволом типа установки комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга» производительностью 200 л/с, и дальностью подачи струи до 100 метров (Рис. 9).

Рис. 9. Пожарная насосная станция МТ-ЛБу «ЯМАЛ-201НС»
Рис. 9. Пожарная насосная станция МТ-ЛБу «ЯМАЛ-201НС»

Экипаж, состоящий из 5-и человек, имеет возможность использования системы подачи быстротвердеющей пены для создания заградительных полос при ликвидации лесных пожаров.

 

Нельзя обойти вниманием и настоящий «пожарный танк-робот» - специальную пожарную машину (СПМ) с широким спектром задач - от поиска и спасения людей до тушения пожара на особо опасных объектах (склады боеприпасов) и устранения непроходимых огневых полос при лесном пожаре (Рис. 10). Данная машина создана на базе танков Т-72 и Т-80, и способна передвигаться полностью как с экипажем в составе 3-х человек, так и без него. Управление может осуществляться дистанционно, если экипажу требуется вынужденно покинуть СПМ.

Экипаж, состоящий из 5-и человек, имеет возможность использования системы подачи быстротвердеющей пены для создания заградительных полос при ликвидации лесных пожаров. Нельзя обойти вниманием и настоящий «пожарный танк-робот» - специальную пожарную машину (СПМ) с широким спектром задач - от поиска и спасения людей до тушения пожара на особо опасных объектах (склады боеприпасов) и устранения непроходимых огневых полос при лесном пожаре (Рис. 10). Данная машина создана на базе танков Т-72 и Т-80, и способна передвигаться полностью как с экипажем в составе 3-х человек, так и без него. Управление может осуществляться дистанционно, если экипажу требуется вынужденно покинуть СПМ.
Рис. 10. Специальная пожарная машина (СПМ)

Возможно максимальное приближение к эпицентру пожара и использование водяного лафетного ствола на расстоянии не менее 100 м. СПМ оснащена резервуаром для огнетушащих веществ вместимостью 25 000 л, а также предусмотрено наружное водяное защитное орошение ответственных узлов и агрегатов корпуса машины.

Визуальный контроль ситуации осуществляется с помощью видеоэкранов, расположенных на пульте дистанционного управления или с помощью выдвижной мачты, а в состав оборудования пожарного танка входит тепловой радар, позволяющий зафиксировать очаг пожара на расстоянии, неподвластным человеческому глазу.

 

В качестве зарубежного аналога можно остановиться на немецкой пожарной машине «SPOT-55», выполненной на базе советского танка Т-55 и предназначенной для тушения самых опасных пожаров (Рис. 11). Этот пожарный танк несет два резервуара объемом 11 000 л. Имеются два лафетных ствола, приспособленных для тушения пожаров как водой, так и пеной. Максимальная дальность подачи составляет: водой - 65 м, а пеной - 50 м.

Рис. 11. Пожарная машина «SPOT-55»
Рис. 11. Пожарная машина «SPOT-55»

Пожарный танк «SPOT-55» оснащён многофункциональной степенью защиты экипажа и может эксплуатироваться в зонах с температурой окружающей среды выше 100 °C.

 

В заключительной части обзора хотелось бы остановиться на двух специализированных типах машин, которые на практике зарекомендовали себя с положительной стороны при тушении сложных пожаров на газовых и нефтяных скважинах.

В первую очередь стоит остановить свое внимание на российской установке «Штурм», размещенной на самоходном гусеничном шасси (Рис. 12), экипаж которой в составе 2-х человек в качестве огнетушащего вещества использует жидкий азот (6 000 кг) и порошок (100 кг).

Установка «Штурм» сделана на базе самоходной артиллерийской установки (САУ) и обеспечивает тушение сжиженным азотом, который выбрасывается в очаг пожара через сопла, установленные полукругом на длинной стреле. За счет полного перекрытия поступления кислорода в зону пожара с ее одновременным охлаждением время тушения составляет рекордные 3 – 5 секунд.

Рис. 12. Самоходная установка для тушения пожаров «Штурм»
Рис. 12. Самоходная установка для тушения пожаров «Штурм»

 

Напоследок стоит упомянуть пожарную машину, разработанную венгерской компанией MB Drilling на базе шасси танка Т-34 с применением газотурбинных двигателей (две турбины РД-25-300), позаимствованных от устаревшего военного истребителя «МиГ-21» (Рис. 13). Оригинальная разработка получила наименование Big Wind и позволяет подавать в очаг пожара распыленную воду с воздухом под высоким давлением, созданным раскрученной турбиной.

Рис. 13. Пожарный танк Big Wind
Рис. 13. Пожарный танк Big Wind

Вода поступает из внешних источников через специальные водосборники на сопла в количестве 3-х штук, установленных над каждой турбиной, где распыляется и потоком воздуха из турбин подается в очаг пожара с общей высокой производительностью до 800 л/с. 

Следует отметить, что эффективная работа установки возможна на расстоянии около 10 метров от эпицентра горения, поэтому оператор в теплоотражательном костюме располагался на ее корме. Из-за высокого уровня шума, создаваемого техникой и пламенем в зоне горения, один из 3-х членов экипажа вынужден во время работы находится снаружи машины и пользоваться сигнальными средствами связи для координации действий своих коллег. Отечественные колесные и гусеничные аналоги данной техники представлены семейством автомобилей газоводяного тушения (АГВТ).

 

В заключение хочется отметить, что данный обзор не ставил своей целью дать исчерпывающее представление обо всех разновидностях такой специфической пожарной техники как «пожарные танки», применяемой пожарными во всем мире для решения возникающих узкоспециализированных задач. Кроме того, многие образцы данной пожарной техники не выпускались серийно или крупными партиями, подвергались многочисленным модернизациям или не оправдывали возложенные на них надежды. Однако, хочется отметить, что многие российские экземпляры являются уникальными в своем роде и зачастую не имеют аналогов в мире.

Нельзя не отметить тот факт, что использование в качестве шасси именно образцов военной техники вполне оправдано, поскольку она изначально отличается высокими комбинированными защитными свойствами, славится своей надежностью и неприхотливостью, простотой в обслуживании, обладает высокой проходимостью, хорошей ремонтопригодностью и универсальностью, имеет высокий потенциал для модернизации. В этом смысле у разработчиков весьма эффективно получилось «перековать мечи на орала» и пожарная безопасность опасных объектов от этого только выиграла.